Новая система обращения с мусором
07.02.2019
1. Зачем нужна реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами?
Прежняя система, действовавшая долгие десятилетия по принципу захоронения на полигонах, в том числе несанкционированных, подлежит изменению. Кроме того, в Свердловской области каждое третье муниципальное образование вообще не имеет полигон для размещения образуемых отходов, более 45 муниципальных образований имеют свалки, которые используются (либо использовались до недавнего времени) для размещения отходов и при этом не соответствуют природоохранному законодательству. Вопросы переработки отходов, экономии природных ресурсов, снижения негативного воздействия природу абсолютно не решаются. Свалки переполнены отходами, не решаются вопросы реконструкции полигонов. Создание новой современной системы обращения с ТКО – основа нововведений, которые направлены на создание новых объектов, переработку ТКО, прекращению захоронения таких полезных фракций как стекло, бумага, пластик, опасных отходов, повышение экологической сознательности населения. Для этого в планах Правительства Свердловской области к 2025 году построить 12 мусоросортировочных комплексов. Новая система исключает возможность складирования отходов на используемых ранее несанкционированных свалках (их в области более 200).
2. В чем особенность услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами?
Затраты на вывоз и захоронение ТКО раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения, но не всегда жители знали сколько они платят. Теперь эта услуга становится коммунальной и будет выставлена отдельной строкой в квитанции за коммунальные услуги.
3. Как установлен и из каких затрат состоят тарифы региональных операторов?
При установлении единых тарифов региональных операторов по обращению с ТКО была учтена следующая структура расходов:
1) услуги операторов по захоронение ТКО на полигонах, в т. ч.:
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- инвестиционная составляющая;
2) налог на прибыль и НДС;
3) услуги по транспортированию ТКО;
4) расходы на заключение и обслуживание договоров.
В Свердловской области начисление за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет осуществляться с человека за кубические метры. Данное решение основано на том, что отходы образуют люди, проживающие в жилых помещениях, работающие на предприятиях и объем отходов пропорционален количеству потребителей. Средства, собираемые региональными операторами в объеме единого тарифа, пойдут на новые объекты обращения с отходами, приобретение большегрузной техники для транспортирования отходов, упорядочение потоков отходов, в том числе исключение попадания отходов на несанкционированные свалки, а, следовательно, на улучшение окружающей среды, обеспечение благоприятных условий проживания населения в регионе.
4. Почему выросли тарифы на вывоз отходов?
Исторически сложилось, что размер затрат на оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов был экономически не обоснован. При этом потоки отходов направлялись на несанкционированные свалки для сокращения затрат. Нередки были случаи отказа операторов от предоставления услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что способствовало росту количества несанкционированных свалок. Согласно пункту «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законом «Об охране окружающей среды». До 2018 года в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не учитывалась и не взымалась с населения. В существующих условиях и установленных требованиях необходимо строительство новых объектов, обеспечивающих обработку и захоронение ТКО.
5. Сколько региональных операторов в Свердловской области?
- в Северном административно-производственном объединении (АПО-1) с центром в городе Нижний Тагил – ООО «Компания «РИФЕЙ»;
- в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) с центром в городе Первоуральск – ООО «ТБО «Экосервис»;
- в Восточном административно-производственном объединении (АПО-3) с центром в городе Екатеринбург – ЕМУП «Специализированная автобаза».
Информация с привязкой к городам – на сайте областного Министерства ЖКХ.
Каковы функции регионального оператора?
Региональный оператор обеспечивает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне своей деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами.
6. Куда обращаться по вопросам работы региональных операторов, в случаях, когда некорректно выставлены квитанции и т.д.?
У всех региональных операторов работают «горячие телефонные линии» по обращению с отходами:
- в Северном административно-производственном объединении (АПО-1) – ООО «Компания «РИФЕЙ» – 8-800-250-60-06;
- в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) – ООО «ТБО «Экосервис» – 8-800-100-89-54;
- в Восточном административно-производственном объединении (АПО-3) – ЕМУП «Специализированная автобаза» – 8-800-775-00-96.
7. Какие отходы относятся к твердым коммунальным?
Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.
8. Кто должен заключать договор с региональным оператором?
Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты, а также на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов). При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором.
9. Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности?
Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения.
10. Кто должен оплачивать коммунальную услугу, если в квартире никто не прописан?
Данный факт нужно подтвердить справками из паспортного стола. Если в квартире никто не прописан, то плата будет начисляться по количеству ее собственников.
11. Какие нормативы накопления ТКО утверждены для жителей?
В многоквартирных домах Екатеринбурга норматив утвержден из расчета 0,213 кубометра с человека в месяц, в частном секторе – 0,261 кубометра. Для остальных жителей Свердловской области – 0,169 и 0,19 кубометра в месяц соответственно.
12. Сколько стоит вывоз мусора для жителей?
Плата за вывоз мусора с одного человека в месяц составит:
- АПО-1: для жителей МКД – 142,95 рубля, частного сектора – 160,72 рубля с НДС;
- АПО-2: для жителей МКД – 120,59 рубля, частного сектора – 135,58 рубля с НДС;
- АПО-3: для жителей МКД и частных домов в Екатеринбурге – 148,62 и 182,12 рубля с НДС соответственно, в других населенных пунктах АПО-3 – 117,92 и 132,57 рубля с НДС.
13. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?
Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг. Назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами указанным категориям граждан осуществляется в порядке, установленном для назначения компенсации расходов на оплату других коммунальных услуг. Также в отношении коммунальной услуги по обращения с твердыми коммунальными отходами распространяются условия получения субсидии.
14. Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и не получения коммунальной услуги?
При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчет будет произведен. Заявление на перерасчет подается региональному оператору.
15. Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.
16. Как часто должен вывозиться мусор?
При температуре +5°C и ниже вывоз коммунальных отходов с мест их накопления (контейнерные площадки) должен осуществляться не реже одного раза в три дня, при температуре выше +5°C – ежедневно. Из частного сектора при отсутствии контейнерных площадок мусор вывозится по графику. Графики вывоза должны быть размещены на сайтах региональных операторов и органов местного самоуправления.